Из опыта работы
          Содержанием и высшей ценностью новой модели общества становится свободный, творческий, образованный человек.
          Чтобы молодость делала верные шаги, идя по лестнице восхождения, ей нужна хорошая школа. Роль здоровой школы в жизни общества неоценима. Сегодня, когда школа всерьёз поворачивается к ребёнку, и он постепенно становится самоценностью, возникает необходимость овладения каждым педагогом не только индивидуальным, но и личностным подходом: это значит признание в каждом ученике уникальной, неповторимой личности. Я всегда была уверена в том, что учитель должен готовить молодое поколение к жизни, вооружая не только теоретическими знаниями , но и практическими навыками.
         Не случайно мною выбрана тема «Формирование творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы  как условие успешной реализации личности ученика», перспективной целью которой является подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире.
        Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технологий обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различных конкурсах и олимпиадах.
        Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество. За много лет преподавательской деятельности в кабинете собран богатый дидактический и наглядный материал.
         Для достижения более высоких  результатов, работая по данной методической теме, считаю наиболее эффективными такие технологии, как технология коммуникативного обучения и технология развития критического мышления.
         Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого  «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК по русскому языку (например, под ред. Ладыженской и Баранова, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.)
    Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений.
    Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект   в «формы  приобретаемого опыта».
          Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения  нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».
    Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя:  он равноправный собеседник, консультант и помощник  учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.
    Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию. Работа с определённым классом в этом направлении в течение нескольких лет даёт положительные результаты. Многие из вас были на моём уроке "Обучение написанию проблемного очерка в 11 классе. С этим классом я работаю седьмой год. На этом уроке учащиеся показали, что они владеют навыками публичного выступления, умеют обобщать информацию, делать выводы, умеют отстаивать свою точку зрения.
    Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.  Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так  и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации.  Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью.
    Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.
      Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков.
    Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения  и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?»
    Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне    Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:
•  сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои  и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
•  сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
•  развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
•  обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
•  развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
       Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
 - уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, уроки проектирования, защита проектов, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество:  спектакль,  коллективное сочинение,  концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;
- уроки – игры:  дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
             Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:
- разработка структуры коммуникативной ситуации. Особое место в этой структуре я отвожу методу ожидания неожиданного. Я очень люблю неожиданные начала уроков, неожиданные повороты в ходе урока, особенно , когда чувствуешь, что у учеников пропадает интерес и яркие заключения.
- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке,
- участие в учебном диалоге,
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
     Некоторые формы и приёмы  работы на уроках русского языка:
       Уроки с использованием  коммуникативных технологий позволяют обучать языку как средству общения. Центральное место на таких уроках отводится работе со словом как единицей речи.
•            Поэтому много внимания я  уделяю многоаспектной работе со словом, предполагающей обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;
•    инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.;
•    воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
•    этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»;
•    анализ смысловых оттенков значений слова в контексте;
•    сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
•    создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»
•    составление тематических словарей;
•    расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
•    создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
•    соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
•    создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
•    распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.;
•    все виды аспектного и комплексного анализа текста;
•    метод разворачивания слова в текст и сворачивания  текста до ключевого   слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое,  осложнённое различными синтаксическими единицами предложение – сложное предложение – микро-текст – текст)
•    "кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления денотантных графов, синквейнов ("смысловых  анаграмм", "смысловых  пирамид"и т.д.).
  Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
Уроки литературы для работы со словом имеют благодатный материал – художественные тексты. Слдующие виды работ с текстом я нахожу особенно эффективными:
•     - многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
•     - речевой портрет героя;
•     -  пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
•      - создание контекста к образному средству;
•      - изменение текста с помощью использования средств выразительности;
•      - сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
•      - сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
•      - стихосложение;
•     -  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
•     - подготовка и защита проектов на литературную тему;
•     - подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
•     - соучастие в подготовке лекции учителя
•     - создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений.
         По поводу технологии «критического мышления» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и так далее. Хотя термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Джуди А.Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и делать.
  Дайана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «...использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление.» Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своими возможностям критического мыслителя, важно, чтобы он развивал в себе ряд важных качеств, среди которых Д. Халперн выделяет готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять ошибки, осознание, поиск компромиссных решений.  
    При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.
      В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних правил и норм. Однако провести четкую границу между критическим мышлением и творческим сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено, что меня и заинтересовало в этой технологии в первую очередь. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:
   - учебный процесс  строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;
 - на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;
•       - стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.
      Думать критически это –
•    проявлять любознательность;
•    использовать исследовательские методы;
•    ставить перед собой вопросы;
•    вскрывать причины и последствия фактов;
•    осуществлять планомерный поиск ответов;
•    сомнение в общепринятых истинах;
•    выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;
•    внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
•       
       Я думаю, что педагог должен предъявить учащимся не технологию, а сотворчество. На мой взгляд, технология развития критического мышления через чтение и письмо помогает  выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. А мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной  в постижении законов русского языка и мира художественной литературы.